ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 
"КРАСНОСУЛИНСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
(ГКОУ РО "Красносулинская санаторная школа-интернат")

год создания 2003 г

Главная страница

Публикации

фото

Профилактика зависимости от психоактивных веществ  

как одно из направлений здоровьесберегающей деятельности  

санаторной школы-интерната г. Красного Сулина. 

Калинина Ольга Васильевна 

педагог-психолог 

Государственное казенное  

оздоровительное образовательное 

 учреждение Ростовской области  

санаторного типа для детей,  

нуждающихся в длительном лечении,  

санаторная школа-интернат  

г. Красного Сулина  

(УКООУ РО Санаторная  

школа-интернат г. Красного Сулина)

            Население нашей страны сокращается на 1000 человек в день, в то время как смертность почти в два раза превышает рождаемость. По словам официальных лиц, основные причины этого явления – курение, употребление спиртных напитков, бедность.     

         Кроме того, по мнению отечественных и зарубежных специалистов-социологов, в российском обществе наблюдается рост обнищания, алкоголизации и наркотизма среди населения, высокий уровень материнской депривации и, как следствие этого, увеличение размеров социального сиротства, количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними. 

          Примем во внимание ещё некоторые данные. Так, на коллегии МВД в России в феврале 2009г. озвучены данные, согласно которым 760 тыс. детей в России живут в социально опасных условиях. [6]   Употребление психоактивных веществ негативно влияет на здоровье населения, способствует распространению инфекционных заболеваний, увеличению уровня детской смертности и суицидальных рисков [7] 

         Причин и обстоятельств, непосредственно побуждающих людей прибегать к наркотикам, не так много. В подростковом и юношеском возрасте это подражание, любопытство, вызванное рассказами сверстников либо людей, заинтересованных в распространении наркотиков. В более зрелом возрасте это «кризисные ситуации», в которых человек с определенными чертами характера стремится облегчить своё состояние, «уйти от реальности». Другая причина – попадание человека в соответствующее окружение, где распространено употребление наркотиков. Роковую роль может сыграть привязанность к человеку, уже больному наркоманией, зависимость от него. 

          Серьезную роль играет семья подростка. Основными факторами, которые могут способствовать заболеванию наркоманией, являются алкоголизм отца, его жестокое обращение, недостаток теплоты со стороны матери. 

         В настоящее время около 90% взрослого  населения страны в той или иной мере потребляет спиртные напитки. В 90-е годы прошлого столетия наблюдался рост детского алкоголизма, когда число эпизодически потребляющих алкогольные напитки среди старшеклассников составляло 70-75% среди девочек, 90-94% среди мальчиков. По данным МВД России в 2010 году доставлены за распитие спиртных напитков или за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения – 208585 несовершеннолетних. 

         Одной из важнейших задач образовательных учреждений, в соответствии с целями происходящей реформы образования в России, является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.  

         Обучение здоровым жизненным навыкам на современном этапе выступает как образовательная модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики социально-обусловленных заболеваний (например, наркомания). Такая модель сложилась в последней трети хх века как оппозиция традиционному информационно-просветительскому подходу, показавшему свою неэффективность в решении профилактических задач.[10]. 

Не менее важным аспектом здоровьесберегающей деятельности является пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. 

Концепция охраны здоровья санаторной школы – интерната, предусматривает в качестве одного из основных приоритетных направлений деятельности формирование у воспитанников социальных навыков: умение критически мыслить и принимать ответственные решения, общаться и взаимодействовать с окружающими, преодолевать состояние стресса, управлять своими эмоциями, избегать неоправданного риска, сопротивляться давлению извне. 

          По результатам исследования «Отношение к пагубным привычкам (табаку, алкоголю, наркотикам)", проведенного в санаторной школе – интернате из 55 опрошенных – 71,6% подростков курят. Первые пробы алкоголя имеют 64,1% из них: 38,2% попробовали сами, остальные 61,7% в первый раз выпили с друзьями. В отношении опасных и безопасных наркотиков воспитанники были одного мнения – все наркотики опасны. Так считают 94,3%, остальные 5,6% полагают, что есть наркотики, не приносящие вреда.  

         Основной контингент наших воспитанников – это дети из неполных, малообеспеченных семей с низким уровнем гигиенического воспитания. Перед нами стала задача – совершенствование системы образовательно – оздоровительной работы с воспитанниками, педагогами, родителями.  

         Результатом поисков стала программа формирования здоровьесберегающего пространства санаторной школы – интерната «Здоровый образ жизни». 

         Цель программы: способствовать созданию в процессе обучения и воспитания таких форм поведения, которые поддерживали бы состояние равновесия между адаптивными возможностями  организма и постоянно меняющейся средой, формирование разумной системы потребностей, и в первую очередь, потребности в здоровом образе жизни, воспитание полезных навыков и привычек. 

         Основные направления работы по программе: 

·        психолого-педагогическое обследование (уровень тревожности, характерологические особенности и свойства личности, эмоциональная устойчивость и особенности поведения, уровень самооценки, состояние агрессии); 

·        психолого-педагогическое консультирование (групповое и индивидуальное) по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, связанных с межличностными отношениями в коллективе сверстников, взаимоотношениями с родителями; 

·        психопрофилактика эмоционального состояния с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление психического здоровья, формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни; 

·        мониторинг отклоняющегося поведения с анализом причин отклонений; 

·        индивидуальная коррекционно-профилактическая работа и групповая работа по развитию социальных навыков; 

·        консультативная работа с родителями или лицами, их замещающими и  воспитанниками.  

          Решению задачи формирования у воспитанников мотивации к здоровому образу жизни нам помог тренинг развития социальной компетентности ( Т.Н.Щербакова). 

         Основная цель тренинга: развитие социальной компетентности подростков как значимого фактора формирования психологической устойчивости к возникновению аддикции.  

         В качестве методов обучения жизненно-важным навыкам были использованы – групповая дискуссия, групповое принятие решений, мозговая атака, многочисленные психологические приемы, принадлежащие к различным групповым моделям социально – психологического тренинга. Основной возраст тренинговых групп – 13-14 лет, это воспитанники 6-8 классов. 

         Важными критериями усвоения воспитанниками содержания занятий для нас стали: развитие рефлексивных умений, расширение представлений о негативном воздействии ПАВ на человека и умение принимать целесообразное решение в проблемной ситуации взаимодействия со сверстниками. 

         На диагностической основе были выявлены особенности личности и поведения обучающихся. Результаты показали положительную динамику снижения агрессивности и поведенческих нарушений. 

         Результаты диагностики эмоционально-волевой сферы воспитанников (%) 

Учебный год 

Количество воспитанников с положительной динамикой 

2011-2012 

35,2 

2012-2013 

38,3 

 

         Список литературы: 

1.Ведищева М.М., Рыбакова Л.Н., Цетлин М.Г. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению//Педагогика.1997.№1 

2.Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде М.:2011г. 

3. Михеев А.А., Неудакина А.Е., Царук Т.П. Взгляд подростков на проблему распространения наркотиков и СПИДа // Школа здоровья. 2000 №4 

4. Наркоситуация в среде детей и молодежи. ( По материалам доклада министра образования РФ В.Филиппова). //ОБЖ. 2003. №12 

5. Петракова Т.И., Лимонова Д.Л., Меньшикова Е.С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков // Вопросы психологии. 1999. №5 

6. Романова О.Л. Методика обучения детей и подростков психогигиеническим навыкам. //Детский психолог №10. 1995 

7.Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. Я.: Академия развития. 2004. 

8.Никитина Е.М. Актуальные проблемы охраны прав детства в современной России, пути решения этих проблем. www.juvenjust/org 

9.Упоров И.В. Мировой экономический кризис и статистика преступности в России. www.Dissercat.com. 

10.Скифский И.С. Социальные факторы насильственной преступности в России.  www.consultant.ru 

11. Собкин В.С., Кузнецов Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М.: ЮНЕСКО. 1998.www.consultant.ru