ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 
"КРАСНОСУЛИНСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
(ГКОУ РО "Красносулинская санаторная школа-интернат")

год создания 2003 г

Главная страница

Публикации

фото

Калинина Ольга Васильевна 

 санаторная школа-интернат г. Красного Сулина педагог-психолог 

 

Профилактика и коррекция аддиктивной виктимности в киберпространстве 

 

Без сомнения, компьютер и Интернет — величайшие изобретения ХХ века. Интернет разрушил государственные границы, но оказался для пользователей в самом прямом смысле сетью.  

Сегодня интернет — зависимостью страдает каждый второй посетитель Сети. Психологи считают ее психическим заболеванием, не менее опасным, чем алкоголизм наркомания. Однако специалистов, помогающих от него избавиться, в России мало — всего несколько человек. Число «интернетбольных» растет в геометрической прогрессии. Уже сейчас, по самым скромным подсчетам социологов, около 15 млн, россиян нуждаются в медицинской помощи.  

Что за недуг — интернет-зависимость?  

Её рассматривают как одну из форм азартного поведения.  

Но на подходе другая характеристика интернет-зависимости, которой страдает половина пользователей Сети — именно как психической болезни, одной из форм аддиктивного поведения. 

Аддиктивное поведение (асТсiiсiiоп - пагубная привычка, порочная склонность) - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождаются развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.  

• Интернет — это зло или инструмент развития?  

• Насколько опасна игромания?  

Исследование показало, что наиболее опасно чрезмерное общение с компьютером для детей и подростков, которые относятся к компьютеру как к миру «безграничных возможностей». Это может отрицательно сказаться на восприятии окружающей действительности и на взаимоотношениях с ровесниками, что весьма препятствует их последующей социальной адаптации.  

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:  

* хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;  

* невозможность остановиться;  

* увеличение количества времени, проводимого за компьютером;  

* пренебрежение семьей и друзьями; 

* ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; 

* ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;  

* проблемы с работой или учебой.  

Опасными сигналами являются также:  

* навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; 

* предвкушение следующего сеанса он-лайн;  

* увеличение времени, проводимого он-лайн;  

* увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.  

Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Многие изменения можно не заметить сразу, “невооруженным глазом” (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей, У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. 

 

Продолжительность работы или как не стать маньяком? 

 

Психологи обнаружили ещё одно заболевание – маниакально - депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей (например, Интернет). Воспалённые, покрасневшие глаза, высокая степень нервного и физического истощения, слезоточивость, зевота - вот лишь некоторые симптомы новой болезни. «Сетеголики», так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него. По мнению специалистов, «сетемания» столь же разрушительна, как и алкоголизм или наркомания и ведёт к глубоким изменениям личности-самоизоляции, потере внутренних ориентиров, неуравновешенности психики, внешним проявлениям рассеянности и неряшливости, наплевательскому отношению к близким. 

Хотя болезнь ещё молода, психологи успели провести достаточное количество исследований её симптоматики. Согласно полученным данным, зависимостью обладает всякий, кто по несколько раз в день проверяет свой «ящик», кто в разговорах использует жуткий жаргон, кто в своих виртуальных странствиях забывает о времени, кто ест перед монитором, а не за столом и на обращение к нему отвечает лишь кивком головы или пожатием плечь. 

Кроме «сетемании», в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами, но к которым добавляются нервное и физическое возбуждение. Это «игромания». Бурное развитие компьютерных технологий и необычайно быстрое внедрение их в повседневную жизнь активизируют процессы биопсихогенетической перестройки личности в связке «человек-компьютер», проявляющейся новой психопатологической симптоматикой. Именно связка «человек-компьютер» порождает явление называемое компьютерной виртуальной реальностью. 

Зависимостью от КВР можно назвать чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение компьютером или игровой приставкой, используемое для ухода от реальности и ведущее к деформации или качественным изменениям социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей. По данным исследований, проведённых на основе четырёхлетнего наблюдения за пользователями компьютеров и игровых приставок, для чего были специально разработаны «Опросник для интервью лиц, имеющих проблемы при использовании компьютера или игровой приставки», были установлены следующие симптомы зависимости, которые можно разделить психические и соматические. 

К психическим признакам относятся: 

·       Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании контакта; 

·       Отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой; 

·       Желание увеличивать время взаимодействия («дозу») с компьютером или игровой приставкой; 

·       Появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой; 

·       Использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; 

·       Возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе. 

·       К соматическим признакам относятся: 

·       Сухость глаз; 

·       Отсутствие аппетита; 

·       Неряшливость. 

Как можно предотвратить негативные последствия неграмотного пользования компьютером детьми? 

Педагогический коллектив санаторной школы-интерната работает над проблемой сохранения и укрепления физического и психического здоровья подрастающего поколения. В школе активно применяются компьютерные технологии в обучении. Для профилактики компьютерной зависимости используются здоровьесберегающие методы: ограничение времени пребывания в сети (один раз в неделю), контроль за продолжительностью непрерывной работы за компьютером (не более 2-3 часов в день), активное использование профилактических мер (медицинских и педагогических): коррекция зрения - гимнастика для глаз цветовые ощущения, лечебная физкультура в целях профилактики сколиоза, физиопроцедуры, магнитотерапия, фитотерапия, витаминотерапия. Оздоровительный эффект физических упражнений (зарядка, занятия на тренажёрах) препятствует развитию гиподинамии, создают позитивный настрой в учебной деятельности. Педагоги и медицинские работники осуществляют мониторинг уровня здоровья.  

Всё это создаёт условия для успешной самореализации личности, развития физических способностей. Оздоровительная и профилактическая работа стала для наших воспитанников социально-значимой. Ежегодно проводятся «Весёлые старты, соревнования по футболу, шахматам, пионерболу, настольному теннису. 

Ко дню победы проходит смотр строя и песни. 

Весной и осенью проводятся Недели здоровья. Оздоровительная работа даёт возможность каждому проявить себя.  

 

Заключение 

Подводя итоги работы, направленной на формирование полезных навыков, здорового образа жизни воспитанников, педагогический коллектив оценил свои возможности в решении поставленных задач и наметил перспективы дальнейшей деятельности: 

 

 

•  Создание системы работы по профилактике последствий отрицательных воздействий вредных факторов киберзависимости и пропаганде здорового образа жизни;  

•  Дальнейшее развитие интереса к здоровому образу жизни и занятиям спортом. 

•  Формирование социальных навыков (умение находить выход из трудной ситуации, делать правильный выбор, принимать ответственные решения.) 

 

 

Список использованной литературы 

1.                      http://www.flogiston.ru 

2.                      http://psy.km.ru 

3.                      http://medicinform.net 

4.                      http://comp-doctor.ru/psi/psi.php 

5 Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.Н., Войскунский А.Е. Информационно психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). – М., 1997 

6 Тихомиров О.К. Информационный век и теория Л.С. Выготского// Психологический журнал, 1993, №1. 

7. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований.// Психологический журнал, 1999, №1 

8.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, №1.