ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 
"КРАСНОСУЛИНСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
(ГКОУ РО "Красносулинская санаторная школа-интернат")

год создания 2003 г

Главная страница

Публикации

фото

Автор: О. В. Калинина  

Калинина Ольга Васильевна - педагог - психолог  

 ГКООУ РО санаторной школы – интерната 

E-mail:kssan@mail.ru 

 

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в условиях ГКООУ РО  

санаторной школы-интерната г. Красного Сулина 

 

 

            Современный этап жизни российского общества, связанный с глобализацией информационного пространства, создает новые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информация распространяется быстро, благодаря техническим возможностям. Сама информация часто носит противоречивый агрессивный и негативный характер и влияет на социально-нравственные ориентиры общественной жизни. В связи с этим возникает проблема информационной безопасности, без решения которой не представляется возможным полноценное развитие не только личности, но и общества. 

            Можно сказать, что эта проблема стала носить глобальный характер. В России на сегодняшний день насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет. 

            Родительский контроль над пользованием ребенком Интернетом сохраняется до 11 лет. 

            Около 40% детей, регулярно выходящих в Интернет, подвергаются виртуальным домогательствам, просматривают Интернет сайты с нежелательным содержанием. 

            Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой. В глобальной сети дети сталкиваются с информационными  рисками, которые представляют собой опасности: 

  • Риск возникновения суицидального поведения. Этому способствуют депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы - лучшее украшение, а суицид всего лишь способ избавления от проблем. 
  • Риск появления аддиктивного поведения. Интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами изготовления «зелья». 
  • Риск подмены ценностей, отвержение общественно-значимых целей жизни в период социализации личности. Разного рода секты оказывают влияние на взгляды на мир в целом и своими идеалами провозглашают экстремизм, национализм, фашизм. Широкие возможности Интернета используются для того, чтобы заманить в свои сети новичков. 
  • Риск игровой зависимости (азартные игры). 
  • Риск попасться в сети педофилов. Наблюдается рост он-лайн –педофилии. 
  • Риск потери стремления к реальному общению, отсутствие естественных эмоциональных привязанностей. 

            Таким образом, в настоящее время стала актуальной задача повышения защищенности детей от информационных рисков,  воспитание культуры безопасности. 

            Педагогический коллектив санаторной школы-интерната г. Красного Сулина определил три основных направления в работе по обеспечению информационной безопасности и охране психического здоровья воспитанников. 

  • Психолого-медико-педагогическая профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников. 
  • Воспитательно-образовательная работа с воспитанниками, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры безопасности. 
  • Совместная работа семьи и санаторной школы-интерната  в решении задач охраны здоровья и обеспечении информационной безопасности детей и подростков. 

            Первое направление включает психолого-медико-педагогическую помощь детям: профилактику депрессивного поведения, эмоциональных перегрузок, агрессии и насилия, стрессов, межличностных конфликтов. Используются активные формы работы: групповые тренинги «Уверенного поведения», «Тренинг по профилактике насилия и агрессии в подростковой среде», арттерапия, игровая терапия и другие психотерапевтические методы. 

            Второе направление представляет собой с одной стороны образовательную деятельность-это тематические циклы: «Детство без алкоголя», «Я и Они» по  формированию социальных навыков, «Тренинг по предупреждению употребления ПАВ». С другой стороны общественно-полезную деятельность – участие в социально-значимых делах, проведение дней Здоровья, праздников «Золотая осень», «Масленица». Воспитанники охотно посещают  спортивные секции «Мой футбол», шахматный клуб «Белая ладья», занимаются благоустройством территории, принимают участие в конкурсах  на лучшую клумбу, лучший осенний букет и других. Работает школьное самоуправление. 

            Третье направление – это совместная работа семьи и педагогов санаторной школы-интерната  в решении задач охраны здоровья и обеспечения информационной безопасности воспитанников. В школе проводятся регулярные родительские собрания на темы: «Предупредить - значит защитить!», «Здоровые дети – здоровая нация!» и другие. Так же проводятся индивидуальные и групповые консультации для родителей «Способы оздоровления детей в семье», «Диагноз – интернет-зависимость», «Советы родителям о последствиях неграмотного пользования Интернетом детьми». 

            Пути обеспечения информационной безопасности детей и подростков  мы видим в следующем: 

  • Обучение  адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей; 
  • Профилактика Интернет-зависимости; 
  • Контроль со стороны взрослых в любое время нахождения ребенка в Интернете; 
  • Привитие навыков самоконтроля, дисциплины и ответственности в общении с незнакомыми людьми через сеть Интернет; 
  • Предложение альтернатив (игры на свежем воздухе, чтение книг, занятия спортом); 
  • Совместная работа школы и родителей по воспитанию информационной культуры детей. 

 

Литература: 

 

1. Зеркина Е. Осторожно, Интернет! [Электронный документ]//Режим доступа http://masu-inform.ru/index.php?option =com_content&task=view&id =608 (Дата обращения 25.03.2010)  

2. Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника [Электронный документ]//Режим доступа http://www.ifap.ru/library/book296.pdf (Дата обращения 24.03.2010)  

3.Моисеева О. Ф. Ребенок. Школа. Информационная безопасность [Электронный документ]//Режим доступа http://www.npstoik.ru/vio/inside.php ?ind=articles&article_key=209 (Дата обращения 23.03.2010)  

4.Мошкин В. Н., Чередниченко А. И. Проблема информационной безопасности в содержании школьного образования [Электронный документ]//Режим доступа http://www.uni-altai.ru/engine/download.php?id=502 (Дата обращения 26.03.2010)  

5. Полат Е.С. Проблема информационной безопасности в образовательных сетях Рунет [Электронный документ]//Режим доступа http://www.distant.ioso.ru/library/publication/infobez.htm (Дата обращения 20.03.2010)  

6.Хатаева М.А. Правовое обеспечение охраны интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях на примере Интернета: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 

7.Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ(ред. от 28.07.2012)"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" 

8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" 

9.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ(ред. от 21.07.2011)"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"